(Свят. Спиридон епископ Тримифунтский) В Житиях святых описана жизнь святителя Спиридона — не на острове Корфу, с которым у многих ассоциируется его имя, а на Кипре, где он жил и умер. Он родился в середине третьего века, в годы особенно тяжелые для Церкви, во времена жестоких гонений при римских императорах Валериане, Галинии и Максимилиане. В детстве он был пастухом, не получил почти никакого образования, но его природная сообразительность и действовавшая в его душе благодать Божия развили в нем мудрость, перед которой терялись величайшие ораторы той эпохи.
Мягкость и обаяние личности юноши Спиридона снискали ему любовь соседей, а в более старшем возрасте его врожденные добродетели переросли, под воздействием Божией благодати, в щедрость и благородство души, не омраченной и толикой эгоизма, за что он пользовался уважением всех жителей Кипра. Святой Спиридон рано женился, и от этого брака родилась дочь Ирина, которую он сам крестил. Через несколько лет жена умерла, а святой Спиридон, оставив дочь на попечение церковной общины, принял монашество. Местные жители и духовенство так любили его, что после смерти епископа Тримифунта Спиридона избрали на его место.
Будучи в епископском сане, он получил приглашение участвовать в Первом Вселенском Соборе в Никее, созванном в 325 году Императором Константином Великим, целью которого было определение основных истин Православной веры. Главной темой для обсуждения Собора было учение еретика Ария, утверждавшего, что Христос не являлся Богом от вечности, но был сотворен Богом Отцом. На Соборе присутствовали 318 епископов, священников и монахов, в том числе такие светильники Церкви как святители Николай Мирликийский, Афанасий Великий, Пафнутий Фивейский и Александр, Патриарх Александрийский, которые и убедили Императора в необходимости созвать этот Собор.
Отцы Собора столкнулись с такой убедительной «презентацией» еретической доктрины знаменитым философом Евлогием, что, даже будучи уверены в ложности этого учения, оказались не в силах противостоять хорошо отточенной риторике еретика. В ходе одной из наиболее напряженных и горячих дискуссий святитель Николай так разгневался, слушая эти богохульные речи, вызвавшие столько смущения и беспорядка, что дал Арию звонкую пощечину. Собрание епископов возмутилось тем, что святитель Николай ударил своего собрата-клирика, и поставило вопрос о запрещении его в служении. Однако в ту же ночь нескольким членам Собора явились во сне Господь и Богородица. Господь держал в руках Евангелие, а Пресвятая Дева — епископский омофор. Приняв это как знак того, что дерзновение святителя Николая угодно Богу, они восстановили его в служении.
Наконец, когда искусные речи еретиков полились неудержимым, всесокрушающим потоком, и стало казаться, что Арий и его последователи одержат победу, со своего места поднялся, как говорится в Житиях, необразованный епископ Тримифунтский с просьбой выслушать его. Будучи уверены в том, что он не сможет противостоять Евлогию с его превосходным классическим образованием и несравненным ораторским искусством, остальные епископы умоляли его молчать. Тем не менее, святитель Спиридон вышел вперед и предстал перед собранием со словами: «Во имя Иисуса Христа, дайте мне возможность кратко высказаться». Евлогий согласился, и епископ Спиридон начал говорить, держа на ладони кусок простой глиняной черепицы:
Един Бог на небе и на земле, создавший небесные Силы, человека и все видимое и невидимое. По Его Слову и Его Духом возникли Небеса, появилась Земля, соединились воды, задули ветры, зародились животные, и был сотворен человек, Его великое и чудесное создание. От Него Единого пришло из небытия в бытие все: все звезды, светила, день, ночь и всякая тварь. Мы знаем, что это Слово есть истинный Сын Божий, Единосущный, родившийся от Девы, распятый, погребенный и воскресший как Бог и Человек; воскресив нас, Он дарует нам вечную нетленную жизнь.
Мы веруем, что Он есть Судия мира, который придет судить все народы, и которому мы дадим отчет во всех своих делах, словах и чувствах. Мы признаем Его Единосущным Отцу, равно чтимым и равно ставимым, седящим одесную Его на небесном престоле. Святая Троица, хотя и имеет три Лица и Три ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух, есть Бог Единый — Одна невыразимая и непостижимая Сущность. Человеческий ум не в силах объять этого и не обладает способностью это постигнуть, ибо Божественное бесконечно.
Как невозможно заключить всю ширь океанов в маленькую вазу, так и конечному человеческому уму невозможно вместить бесконечность Божества. Поэтому, дабы вы могли уверовать в эту истину, посмотрите внимательно на этот маленький скромный предмет. Хотя мы и не можем сравнивать Несозданное Сверхвещественное Естество с тварным и тленным, все же, поскольку маловерные больше доверяют глазам, нежели ушам, — как вы, если не увидите телесными очами, не поверите, — я хочу… доказать вам эту истину, показать ее вашим глазам, посредством этого обыкновенного куска черепицы, также составленного из трех стихий, но единого в своем веществе и природе.1
Сказав это, святитель Спиридон сотворил правой рукой крестное знамение и произнес, держа кусок черепицы в левой руке: «Во имя Отца!» В это мгновение, к изумлению всех присутствующих, из куска глины вырвалось пламя, которым его обжигали. Святой продолжал: «И Сына!», и на глазах участников Собора из куска глины истекла вода, с которой его смешивали. «И Святого Духа!», и, раскрыв ладонь, святой показал оставшуюся на ней сухую землю, из которой была вылеплена черепица.
Собрание объял благоговейный страх и изумление, а Евлогий, потрясенный до глубины души, сначала не мог говорить. Наконец он ответил: «Святой человек, я принимаю твои слова и признаю свою ошибку». Святитель Спиридон пошел с Евлогием в храм, где тот произнес формулу отречения от ереси. Потом он исповедал истину перед своими собратьями-арианами.
Победа Православия была так несомненна, что только шестеро из присутствующих ариан, включая самого Ария, остались при своем ошибочном мнении, все прочие же вернулись к исповеданию Православия. Святитель Афанасий Александрийский сообщает, что святитель Спиридон также принимал участие в заседании Синода в Сардике в 374 году, на котором продолжилась борьба против тех, кто упорствовал в распространении этой ереси, однако это не согласуется с имеющимися у Церкви данными о датах его рождения и смерти.
После того, как святитель Спиридон наглядно показал Собору силу Божию, его стали превозносить и почитать во всем православном мире. Однако он, в простоте сердца, вернулся на Кипр и продолжал не только исполнять свои епископские обязанности, но и пасти овец. На иконах он часто изображается в тростниковой шапке кипрского пастуха.
Симеон Метафраст (Переводчик) впоследствии скажет о нем с той простотой, какая была характерна для самого святителя Спиридона: «Он не был чрезмерно словоохотлив, не имел элегантности ни в одежде, ни в характере, не посещал ради увеселения агору (рыночную площадь), но был прост и тих, — чужой в мире большинства».2
Согласно преданию, святитель Спиридон отдавал часть своего заработка бедным, а другую часть давал в беспроцентный долг нуждающимся. Однако он никогда не считал, сколько у него берут и сколько отдают зерна и продуктов, а просто показывают в сторону склада и разрешал просителю взять столько, сколько нужно, и вернуть тогда, когда тот сможет.
Сохранился рассказ о том, как после посвящения святителя Спиридона в сан епископа, однажды ночью пришли воры с намерением обокрасть его овчарню. Однако они увидели, что Сам Господь охранял собственность Своего слуги: приблизившись к овцам, они были схвачены и прикованы к ограде невидимой силой. Утром Святой зашел в овчарню и увидел, что они стоят у ограды, а руки их словно связаны за спиной. Догадавшись, что произошло, он помолился Богу и освободил их от невидимых уз. Потом он поговорил с ними о необходимости зарабатывать на жизнь честным трудом, а не воровством, после чего с характерным юмором, просвечивающим сквозь все его житие, отдал им одного из своих баранов — «дабы не получилось так, что вы напрасно бодрствовали здесь всю ночь».
Святитель Спиридон отошел ко Господу 12 декабря 348 или 350 года в возрасте примерно восьмидесяти лет.
Первый вариант жития святителя Спиридона был составлен его духовным сыном, впоследствии епископом Лердона (Лефкосия) Трифиллием. Это житие, написанное строфами ямбического стиха, не сохранилось, однако до нас дошел более поздний вариант, в который текст епископа Трифиллия включен частями. Этот второй вариант написан епископом Пафским Феодором между 325 и 341 годом (время от Первого до Второго Вселенского Собора). Изначально в житие, составленное епископом Трифиллием, вошло семнадцать чудес, совершившихся по молитвам святителя Спиридона еще при его жизни. Епископ Феодор добавил к этому еще восемь чудес, о которых узнал непосредственно от их свидетелей. Посмертных же чудес святого (только тех, что известны и записаны) насчитываются десятки тысяч. Святитель Спиридон является величайшим после святителя Николая чудотворцем в истории Церкви, и даже в наши дни на Корфу почти не встретишь семью, которая не могла бы рассказать свою историю о том, как им помог святой покровитель их острова. Далее мы приводим рассказ о перенесении мощей святителя Спиридона, а также описание некоторых из бесчисленного множества чудес, сотворенных Богом по его предстательству.
Мощи святителя Спиридона на Корфу Сначала святитель Спиридон был похоронен в мраморном гробу в одном из храмов его родного Тримифонтоса на Кипре. Его деревня, называвшаяся Тримифунт, была стерта с лица Земли в 1191 году войсками короля Англии Ричарда Львиное Сердце; та деревня, что сейчас стоит на ее месте, называется Тримитос. Мощей Святого на Кипре уже нет, но остался его мраморный гроб.
Рака с мощами сот. Спиридона.
Существует две версии перенесения мощей святителя Спиридона. Согласно первой, константинопольской, мощи оставались на Кипре до вторжения сарацин в 648 году, после чего были для сохранности перевезены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов. В 1453 голу, после захвата Константинополя турками, один из константинопольских священников, отец Георгий Калохеретис, аккуратно завернул нетленные мощи святителя Спиридона и святой Императрицы Феодоры и повез их через всю Грецию. Добравшись до моря, он доставил их на пароме на Корфу (Керкира) (принадлежавший тогда венецианцам), где они и пребывают по сей день.
Согласно второй, кипрской, версии, также заслуживающей доверия, мощи святителя Спиридона оставались на Кипре до 1448 года, когда королева Кипра Элени, наследница византийской династии Палеологов, продала их эмиссарам из Ватикана. На обратном пути эмиссары заехали в Арту к венецианскому правителю по имени Кароло. Однако их корабль сел на мель в заливе Амбракикос, где солдаты войска Кароло (они были православными уроженцами Арты) и местное духовенство отобрали у них мощи. Жена Кароло, принадлежавшая к Римской католической церкви, упросила православных отдать эмиссарам правую руку святителя Спиридона, чтобы они отвезли ее в Ватикан в доказательство всего случившегося. Мощи святителя Спиридона были положены в храме святой Феодоры в городе Арта, и священник этого храма отец Георгий Калохеретис перевез их ради сохранности на Корфу, где они сейчас и покоятся.
Вторая версия в высшей степени правдоподобна, поскольку правая рука святителя Спиридона действительно более пяти столетий хранилась в Риме в католическом храме Святой Девы в местечке Педиадос, и лишь в 1985 году была возвращена Ватиканом православным острова Корфу и положена в раку вместе с телом Святителя.
Какая бы из этих двух версий ни была истинной, самые ранние из дошедших до нас документов доподлинно подтверждают одно: мощи святителя Спиридона и святой Императрицы Феодоры были привезены на Корфу в 1456 году священником Георгием Калохеретисом. В 1596 году мощи святителя Спиридона были положены в храме его имени и остаются там до сих пор.
Чудеса святителя Спиридона
Дочь святого
По возвращении с Первого Вселенского Собора святитель Спиридон узнал о том, что возлюбленная дочь его Ирина только что скончалась. К нему пришла какая-то женщина и, плача, пожаловалась, что передала Ирине на хранение ценный медальон, но теперь, после ее смерти, не может получить его обратно. Святой расспросил домочадцев и с их помощью обыскал весь дом, но нигде не нашел и следа пропавшей драгоценности. Наконец, после долгой и глубокой молитвы, он подошел к гробу дочери и позвал: «Ирина, возлюбленная дочь моя, куда ты положила медальон?» Ирина, послушная отцу и при жизни, и после смерти, ответила ему — сказала, куда она положила медальон. Святой благословил ее: «Спи, дитя мое, на лоне Авраамовом, до того дня, когда Господь восставит тебя в Последнем Воскресении».
Сослужащие ангелы. Однажды святитель Спиридон пошел послужить в маленькую заброшенную церковку в Тримифунте. С ним были лишь диакон и алтарник. В те времена на возгласы псалмов и ектений обычно отвечали прихожане. В этот раз прихожан в храме не было, но на возгласы святителя Спиридона отвечал хор небесных голосов. Хор пел с удивительной ясностью, красотой и глубиной, и его было слышно по всей округе. В храм в страхе и изумлении от неземного пения устремились люди, которые впоследствии свидетельствовали, что, заглянув внутрь, они увидели, что церковь пуста, за исключением святителя Спиридона и двоих его помощников, находившихся в алтаре.
Избавление от голода
Однажды на Кипре случился голод. Есть было нечего, и только богатые люди, с избытком накопившие зерна, имели возможность прокормить свои семьи. Самые непорядочные из них начали наживаться на чужой беде, отдавая страждущим собратьям-киприотам маленькие мешочки зерна в обмен на инструмент, животных и даже землю.
Один крестьянин, которому было нечего предложить в обмен, умолял одного такого богатого торговца дать его голодающей семье немного зерна. Жестокий торговец отказал ему, и бедняк в отчаянии обратился к епископу, бывшему для него последней надеждой. Святитель Спиридон к этому моменту уже раздал все свои запасы, и потому стал горячо молиться Богу об избавлении жителей острова от голода. Потом он сказал бедняку, что теперь все будет хорошо и что он может вернуться домой. Тот отправился обратно, а когда уже подходил к дому, на небе собрались грозовые тучи. Начался сильнейший ливень, и через несколько часов дороги и поля оказались затоплены. Вода поднималась, сметая все на своем пути. Поток взломал двери амбаров и кладовых того богатого торговца и вынес их содержимое на улицу. Посланная чудесным образом пища позволила жителям деревни продержаться до следующего урожая.
Исцеление Императора. После смерти Императора Константина Великого (скончался в 337 г.), узаконившего Христианство, Римская Империя оказалась разделенной натри части. Восточной областью управлял сын Константина Констанций. По прошествии нескольких лет Констанций тяжело заболел. Ему не могли помочь лучшие врачи Антиохии. И вот правителю приснился сон, в котором ангел показывал ему всех епископов Римской Империи. Указав на двоих из них, он сообщил Констанцию, что через них он получит исцеление. Правитель не знал ни их имен, ни места жительства, поэтому он попросил всех иерархов Римской Империи явиться к нему в Антиохию. Святитель Спиридон, в сопровождении своего ученика (а впоследствии и биографа) Трифилия, также прибыл по приглашению Констанция.
Когда они приехали, одетые в простые крестьянские одежды, дворцовый слуга, решив, что они обычные сельские жители, обошелся с ними грубо и не только не пустил их во дворец, но даже ударил святителя Спиридона по лицу. Святитель Спиридон смиренно обратил к нему и вторую щеку. Видя такую добродетель, слуга понял, что перед ним епископ. (В житии сказано: «…таковы были в те времена епископы, что их узнавали не по одежде, а по добродетелям».) Слуга упал к ногам Святого, прося у него прошения, а святитель Спиридон смиренно посоветовал ему не обращаться так жестко с незнакомыми посетителями.
После того, как собрались многие из приглашенных иерархов, Констанций узнал среди них Спиридона и Трифилия (он потом тоже стал епископом), которых и видел во сне. Он рассказал Святому о своем видении и стал умолять помочь ему. Как только святитель Спиридон, благословляя болящего, коснулся ладонью его головы, болезнь прекратилась, и Император полностью исцелился. Констанций хотел в знак благодарности дать Святому золото и ценные подарки, но от подарков Святой отказался. Он взял золото и перед отплытием на Кипр раздал его антиохийским беднякам. Констанций, узнав об этом, проникся еще большим уважением к Святому и издал указ, согласно которому духовенство и Церковь не облагались налогами.
Итак, вполне возможно, что современной практикой освобождения церквей от уплаты налогов мы обязаны святителю Спиридону, исцелившему в четвертом веке в Антиохии Императора Констанция.
Покупатель и коза Святитель Спиридон всю жизнь держал большое стадо коз. Однажды к нему пришел кипрский торговец, желавший купить у него сотню коз. Они договорились о цене, и святитель Спиридон сказал торговцу, чтобы тот положил деньги на стол у него в доме и взял купленных животных. Видя, что Святой даже не пересчитал деньги, торговец решил обмануть его — заплатить только за девяносто девять коз. Однако когда он отправился с купленным стадом домой, одна из коз побежала обратно. Торговец вернул ее в стадо, но она снова сбежала, и так повторилось еще один раз. Озадаченный торговец взял ее на плечи, чтобы отнести домой, однако коза начала бодать рогами его голову в отчаянной попытке вырваться. Святитель Спиридон мягко спросил: «Может быть, ты, сынок, положил мало денег? Может, пересчитаешь снова?» Торговец сделал вид, что считает, и добавил недостающую сумму. Как только он бросил эти деньги на стол, козочка, резво выскочив из загона, присоединилась к остальным девяноста девяти. При виде этого торговцу стало стыдно, и он признался во всем Епископу.
Воскрешенный ребенок. Как-то ночью, когда святитель Спиридон находился в доме одного своего друга, туда в страшном горе пришла женщина-киприотка и положила к ногам Святого своего умершего ребенка, умоляя вернуть его к жизни. Святитель Спиридон пришел в смущение от столь дерзновенной мольбы этой женщины, но все же, исполнясь сострадания, сказал ей, что надо молиться вместе, и да свершится воля Божия. Спустя какое-то время малыш начал слегка шевелиться, издавать слабые звуки, а потом открыл глаза и посмотрел на мать. Несчастная женщина пришла в такое волнение, видя, что ее дитя воскресло, что сама упала замертво. Присутствующие были охвачены сильным беспокойством, а Святой, понимая причину смерти матери, громко приказал ей: «Поднимись, встань на ноги». Мать, будто очнувшись от глубокого сна, встала. Она и ее ребенок снова были вместе.
Четыре великих крестных хода. Помимо празднования памяти святителя Спиридона вдень его кончины (12 декабря), в году есть еще четыре дня, когда Церковь особо чтит память Святого. В эти дни православные идут крестным ходом по улицам Корфу, а священники и диаконы несут на плечах его нетленные мощи. Тело Святого несут вертикально, в стеклянной раке, словно действующего иерарха на епископском троне. Тысячи верующих греков выстраиваются вдоль тротуаров в ожидании процессии. Дома украшены флагами, улицы усыпаны цветами. Болящие, увечные и одержимые лежат на пути с молитвой Святому, прося его благословения, и даже, если даст Бог, исцеления, а раку проносят над ними.
За мощами идут представители церковных и светских властей, за ними следуют группы солдат, ветеранов, школьников, маршируют оркестры. В этих процессиях открывается вся душа Корфу. На несколько часов исчезают шумные толпы туристов, ищущих развлечений; верующие и неверующие забывают на время свои земные заботы: сердца верующих переполнены духовной радостью, неверующих — безмолвным ожиданием. Все ощущают в окружающем их множестве людей непоколебимую веру в силу молитв святого Епископа.
Вот эти четыре дня: Вербное (Пальмовое) Воскресенье, Святая Суббота, день 11 августа и первое воскресенье ноября, в память о великом чуде, которое святой Спиридон совершил для жителей Корфу после перенесения сюда его мощей.
Процессия в Неделю Ваий Крестный ход Неделю Ваий (Вербное воскресенье) совершается в воспоминание об избавлении острова от эпидемии бубонной чумы, начавшейся на Корфу в дни Рождества 1629 года. Огромные средства тратились на привлечение медицинской помощи, которая шла отовсюду, но колокол смерти звучал вплоть до Лазаревой Субботы 1630 года. В тот день множество отчаявшихся жителей Корфу собрались, невзирая на опасность заражения, в храме святителя Спиридона, чтобы просить его о заступлении. С этого момента, как рассказывали многие из уже заболевших, святой Спиридон начал являться им во сне, обещая исцеление. В самые страшные дни, когда свирепствовала чума, над храмом видели знамение — как бы зажженную свечу. Как верили люди, это был символ заступничества святителя Спиридона. Этот небесный свет постоянно наблюдали городские стражники. Они стояли на высокой крепостной стене и смотрели, как он сияет над храмом. Эпидемия чумы полностью прекратилась в Неделю Ваий. В благодарность за это чудо жители Корфу добились разрешения каждый год в этот день устраивать крестный ход.
Процессия в день Страстной Субботы. Вторая большая процессия проводится в Страстную Субботу, то есть через неделю после первой. Эта традиция возникла раньше остальных трех. В какой-то год на Корфу не было урожая, и начался страшный голод. Жители острова ожидали прибытия кораблей с зерном из других портов, но оно задерживалось из-за плохой погоды. И вот, наконец, в Страстную Субботу одному из кораблей удалось прорваться сквозь шторм и пристать к берегу Корфу. Капитан этого корабля рассказал благодарным жителям острова, что он находился далеко в открытом море и не собирался плыть к Корфу, и тут ему во сне явился святитель Спиридон и попросил изменить курс и идти на помощь голодающим. Святитель Спиридон пообещал, что на Корфу ему за зерно хорошо заплатят. Пасхальная служба в ту ночь была особенно радостной, все благодарили Бога за помощь и избавление. Точная дата этого события неизвестна, но, скорее всего, оно произошло до 1533 года, так как в 1533 году венецианские правители приняли решение построить общественные амбары.
Шествие 11 августа. Третья процессия совершается в память об одержанной чудесным образом победе над турками в ходе венециано-турецкой войны 1715 года. 4 800 наемников правительственной армии и 1 ООО крепких мужчин из числа уроженцев Корфу храбро, но почти безуспешно, сражались против 33-тысячной армии турок-мусульман, начавших высадку своих войск на Корфу. В течение девяти дней турки продолжали наступать, воздерживаясь, однако, от широкомасштабного наступления до прибытия всей своей армии. Шулемберг — командующий венецианских войск — знал, что на 11 августа у турок назначено генеральное (и почти наверняка победоносное) наступление, и с тревогой ждал этого дня. Однако 10 августа небо над островом затянули тучи, разразилась буря, что весьма необычно для неизменно ясных и жарких августовских дней на Корфу. Остров заливали бурные потоки дождя. На следующее утро, когда защитники острова уже приготовились принять бой, который, вероятно, стал бы для них последним, разведчики сообщили нечто странное: турецкие окопы пусты, множество турок найдены утонувшими, повсюду лежат тела тысяч турецких солдат и лошадей. Везде царит мертвая тишина, турецкие войска непонятным образом исчезли.
Процессия (крестный ход) с мощами в день праздника св. Спиридона. Внезапное отступление турок до рассвета 11 августа оказалось настолько поспешным и хаотичным, что многие солдаты и офицеры не успели сесть на отходящие корабли и были впоследствии захвачены в плен. Они рассказали обо всем, что произошло: накануне днем на грозовом небе вдруг появилась фигура великолепного воина. В левой руке он держал зажженную свечу и меч, а в правой — крест. За ним следовало множество ангелов, и он, вместе с ангелами, начал наступать на турок и гнать их прочь. Они в панике бежали, а вокруг потоками хлестал дождь. По описанию турок православные узнали в этом воине святителя Спиридона, который снова спас свой остров и его жителей от уничтожения.
Шествие в первое воскресенье ноября. Четвертый крестный ход в память о чудесном заступничестве святителя Спиридона за жителей Корфу связан с помощью во время второй эпидемии чумы в 1673 году. Болезнь свирепствовала беспощадно и вдруг необъяснимым образом резко прекратилась. Жители острова постоянно возносили Господу молитвы, а за три ночи до внезапного прекращения болезни на верху колокольни появилось сияние неземного света, внутри которого можно было ясно различить фигуру святителя Спиридона с крестом в руке. Святой преследовал чуму, которая приняла вид черного призрака, корчившегося и извивавшегося в воздухе, будто пытаясь ускользнуть от него.
После каждой из четырех великих процессий раку святителя Спиридона оставляют на три дня открытой, чтобы паломники, прибывшие на Корфу со своими прошениями и благодарностью, могли поклониться святым мощам.
Современные чудеса святителя Спиридона Ежегодно православные сообщают о десятках чудес, совершившихся по молитвам святителя Спиридона. Он помогает людям не только на Корфу, но и в любой точке земного шара, от берегов Ирландии, где терпят бедствие моряки, попавшие в шторм, до Нью-Йорка и поросших кустарником просторов Танзании. Он помогает не только православным грекам — все пять столетий пребывания его мощей на Корфу он исполнял прошения тех, кто с верой молил его о помощи: православных жителей Корфу, венецианских правителей-католиков, иудеев, турецких командующих (мусульман) и современных американских искателей истины. Его предстательством выигрывались битвы, рождались младенцы, исцелялись парализованные. За его небесное благословение земля дает обильный урожай, примиряются враги и приходят к познанию своего Создателя те, кто стремится обрести истину.
Бомбардировка Корфу. Во время II Мировой войны, когда итальянцы по приказу Муссолини напали на Грецию, одной из их первых жертв оказался соседний остров Корфу. Бомбардировка началась 1 ноября 1940 года и продолжалась месяцами. У Корфу не было средств противовоздушной обороны, поэтому итальянские бомбардировщики могли летать на особенно низкой высоте. Однако во время бомбежек происходили странные вещи: и летчики, и те, кто находился на земле, замечали, что многие бомбы непонятным образом падают не прямо вниз, а под углом, и попадают в море. Во время бомбежек люди стекались в единственное убежище, где не сомневались найти защиту и спасение — церковь святителя Спиридона. Все здания вокруг церкви были сильно повреждены или разрушены, а сама она сохранилась до конца войны без единого повреждения, даже ни одно оконное стекло не треснуло.
История Екатерины Местная женщина по имени Екатерина рассказала автору данной книги свою историю: «Хотя я родом из других мест, святитель Спиридон всегда был моим любимым святым, и после того, как я вышла замуж за жителя Корфу, мы переехали жить сюда. Когда родился первенец, я, по существующей у греков традиции, назвала его в честь отца моего мужа. Все надежды возлагала на второго ребенка. Величайшим моим желанием было родить мальчика, которого я могла бы посвятить святителю Спиридону. В течение шести лет не могла забеременеть, а когда наконец забеременела, на втором месяце потеряла ребенка. Лежала на больничной койке, с отчаянием в душе, безутешно плакала и снова и снова повторяла, обращаясь к святителю Спиридону: «Почему, почему Бог забрал этого ребенка? Ты знаешь, что он должен был быть твой». В ту ночь в больнице мне приснился сон. В этом сне мне явился святой Спиридон и благословил меня. Я знала, что он говорит мне, что все будет хорошо, и я с благодарностью целовала ему руку. Выписалась из больницы и через двадцать дней опять забеременела. Родился сын Спиридон, которому сейчас четыре года. А через три месяца после рождения Спиридона я снова поняла, что беременна. На этот раз
родилась дочь. Назвали ее Ольгой, в честь свекрови, которая все время говорила: «Не беспокойся за эту беременность. Твой
Екатерина со своими тремя детьми. В центре — Спиридон.
первый сын — это твой долг, второй — исполнение обещания святому, а этот ребенок — дар тебе от Бога».
Величайшее же из всех чудес святите™ Спиридона, возможно, заключается в том, что он вдохнул в жителей своего острова неослабевающую веру. Сидя в его украшенной великолепными фресками церкви, современный паломник может наблюдать сцену, которая повторяется ежедневно на протяжении столетий: после ранней литургии открывают раку с мощами, и к ней вереницей подходят жители городка, желающие отдать дань уважения своему Святому и испросить его молитв. Одетые в черное бабушки медленно, с трудом ковыляют (многие на костылях) вверх по ступенькам, чтобы поклониться мощам Святого, как делали всю свою жизнь. Опаздывающие, запыхавшиеся школьники бегут через весь храм со своими ранцами. Они прикладываются к мощам святителя Спиридона с такой теплотой, будто целуют родного дедушку, и выпархивают на улицу, как птички. Загорелые пастухи, которым придает смелости профессиональное родство со святым Епископом, стоят, держа в руках шляпы; молодые мамы кладут у его ног свои крошечные сокровища. Мужчины средних лет в деловых костюмах и модно одетые женщины также подходят к мощам, обремененные мирскими заботами. Может быть, они пришли поблагодарить Святого за то, что он облегчает им это бремя… Даже местная футбольная команда перед началом игры шагает в спортивной форме по проходу в храме, причем все одиннадцать молодых мужчин, прикладываясь к мощам, забывают о себе и проявляют совершенную непосредственность. Паломник испытывает необыкновенное чувство, целуя чело Святого, жившего много столетий назад и так тесно связанного с Собором в Никее. Невольно чувствуешь его благословение и дыхание Небес в этом святом месте.
Память святителя Спиридона Тримифунтского празднуется 12 декабря (по старому стилю), в Неделю Ваий, в Великую Субботу и в первое воскресенье ноября.
Молитва святителю Спиридону,
епископу Тримифунтскому, чудотворцу
Молитва первая
О Великий и пречудный святителю Христов и чудотворче Спиридоне, Керкирская похвало, всея вселенныя светильниче пресветлый, теплый к Богу молитвенниче и всем к тебе прибегающим и с верою молящимся скоропредстательный заступниче! Ты веру православную на Никейстем Соборе посреде отцев преславно изъяснил еси, ты единство Святыя Троицы чудесною силою показал еси и еретиков до конца посрамил еси. Услыши нас, грешных, святителю Христов, молящихся тебе, и сильным твоим предстательством у Господа избави нас от всякаго злаго обстояния: от глада, потопа, огня и смертоносныя язвы. Ты бо во временней жизни своей от всех сих бедствий избавлял еси людей твоих: от нашествия агарян и от глада страну твою сохранил еси, царя от неисцельнаго недуга избавил и многия грешники к покаянию привел еси, мертвых преславно воскрешал еси, за святость же жития твоего Ангелы невидимо в церкви поющия и сослужащия тебе имел еси. Сице убо прослави тебе, вернаго Своего раба, Владыка Христос, яко вся тайная человеческая деяния дарова тебе разумети и обличати неправедно живущия. Многим в скудости и недостаточестве живущим ты усердно помогал еси, люди убогия изобильно во время глада напитал еси и ина многа знамения силою в тебе живущаго Духа Божия сотворил еси. Сице и нас не остави, святителю Христов, поминай нас, чад своих, у Престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу, и Сыну, и Духу Святому, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О всеблаженне святителю Спиридоне, великий угодниче Христов и преславный чудотворче! Предстояй на Небеси Престолу Божию с лики Ангел, призри милостивым оком на предстоящия зде люди и просящий сильныя твоея помощи. Умоли благоутробие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониим нашим, но да сотворит с нами по милости Своей! Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления! Избави всех верою несумненною к Богу приходящих от всяких бед душевных и телесных. от всех томлений и диавольских наветов! Буди печальным утешитель, недугующим врач, в напастех помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем крепкия помощи твоея требующим вся, яже ко спасению, полезная! Яко да твоими молитвами наставляеми и соблюдаеми, достигнем в вечный покой и купно с тобою прославим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья
О преблаженне святителю Спиридоне! Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Избави нас от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие, да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да непрестанно возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков.
Тропарь, глас 1-й
Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец, Богоносне Спиридоне, отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси: и внегда пети тебе святыя молитвы, Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления!
Кондак, глас 2-й
Любовию Христовою уязвився, священнейший, ум вперив зарею Духа, деятельным видением твоим деяние обрел еси, Богоприятне, жертвенник Божественный быв, прося всем Божественнаго сияния невидимо в церкви, поющая и сослужащия тебе, имел еси. Сице убо прослави тебе, вернаго Своего раба. Владыка Христос, яко вся тайная человеческая деяния да-рова тебе разумети и обличати неправедно живущий. Многим, в скудости и недостаточестве живущим, ты усердно помогал ееи, людей убогих изобильно во время глада напитал еси, и иная многая знамения силою в тебе живущаго Духа Божия сотворил еси. Сице и нас не ос-тави, святителю Христов, поминай нас, чад своих, у престола Вседержителя, и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва святым бессребреникам Косьме и Дамиану, чудотворцам
Тропарь, глас 8-й
Святии безсребреницы и чудотворцы, посетите немощи наша: туне прилете, туне дадите нам.
Кондак, глас 2-й
Благодать приимше исцелений, простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии: но вашим посещением ратников дерзости низложите, мир исцеляюще чудесы.
Молитва
О, чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы. от юности Христа Бога возлюбивше, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Темже и нас,, пред, честною иконою вашею припадающих, скоро услышите. Юныя дети, вашея помощи во учении книжном просящия, молитвами своими наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию приобрящут, и паче во благочестии и правей вере непрестанно да пре-спевают. На одре болезни лежащим в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым чудодейственным посещением даруйте: також-де и от лютых недуг во уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите и наставите, да уразумеют волю от них Божию святую и совершенную, и причастницы соделаются Божия спасительный благодати. Всех, к вам усердно прибегающих, от болезней лютых невредимы сохраните, и от внезапныя смерти оградите, и мощным ходатайством вашим к Богу в праве вере тверды соблюдите, во благочестии же преспевающия, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Кондак 1
Препрославленный от Господа святителю и чудотворче Спиридоне! Ныне всечестную память твою празднующе, яко много могущему споспешествовати нам о прославльшем тя Христе, умильно вопием ти: избави нас от всяких бед и зол, да с благодарением зовем ти:
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.
Икос 1
От юности украшенный всеми добродетельми, житием своим Ангелом подражавый, ты, святителю Спиридоне, воистинну показался еси друг Христов; мы же, зряще тя, небеснаго человека и земнаго Ангела, со благоговением умильно вопием ти:
Радуйся, уме, созерцаяй тайны Пресвятыя Троицы; радуйся, обогативыйся Духа пресветлым осиянием.
Радуйся, светильниче многосветлый; радуйся, ум твой безстрастием просветивый.
Радуйся, измлада истинную простоту и безмолвие возлюбивый; радуйся, украшение целомудрия.
Радуйся, любве неистощимая струя; радуйся, яко страннолюбию Авраама подражал еси.
Радуйся, яко всем любвеобильно входы дома своего отверзал еси; радуйся, нищих предстателю.
Радуйся, пред нимже благоговеют людие; радуйся, яко ты еси обиталище Пресвятаго Духа.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.
Кондак 2
Видяще остров Кипр и вся христианския страны нетленныя мощи твоя, святителю, от нихже истекают обильная исцеления, возрадовашася; и мы, почитающе тя яко преобильнаго источника благодати, низпосланнаго свыше нам, вопием к Верховному Подателю небесных и земных благ: Аллилуия.
Икос 2
Разум Божественный имый, аще сый пастырь безсловесных овец, ты произволением Пастыреначальника Христа избран был еси в пастыря овец словесных. Вернии же, разумевше тя добраго пастыря, неусыпно о стаде своем пекущагося, воспеваху:
Радуйся, архиерее Бога Вышняго, в хиротонии восприявый обильно Божественную благодать; радуйся, светильниче многосветлый, горяй и светяй.
Радуйся, верный делателю в вертограде Христовом; радуйся, пастырю, на пажити веры и благочестия паству свою воспитавый.
Радуйся, сияньми добродетелей твоих мир просвещавый; радуйся, престолу Христову Божественную Жертву приносивый.
Радуйся, иерарше, разумением Православия украшенный; радуйся, апостольскаго учения исполненный, верных струями спасительнаго учения напаяяй.
Радуйся, яко и мудрых озарил еси; радуйся, яко и простых сердца обновил еси.
Радуйся, славо православных и Церкве непоколебимое утверждение; радуйся, украшение отцев, славо и похвало иереев благоговейных.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.
Кондак 3
Силою Вышняго, осенившею тя, святителю Спиридоне, богомудр ты показался еси и, сжавши дланию глину, троичность Лиц всем очевидно уяснил еси: темже лжемудрии философи, собравшийся на Соборе, ужасошася, вернии же непостижимаго прославиша Бога, умудрившаго тя во спасение, вопиюще Ему: Аллилуия.
Икос 3
Имеюще тя в помышлениих своих вси отцы Собора проста, неискусна в книжнем учении, молиша тя, отче Спиридоне, не препиратися словесы с ветиею, мнящимся мудр быти. Ты же, святителю, ревностию по Бозе распалаемый, веруя, яко проповедь Христова не в препретельных мудрости человеческия словесех, но в явлении духа и силы, премудре того обличив, вразумил и на путь истинный наставил еси. Вси, Видевше чудо сие, взываху:
Радуйся, свете православныя мудрости; радуйся, яко глаголемых быти мудрых совопросников посрамил еси.
Радуйся, источниче, благодатию обильный; радуйся, непоколебимый столпе, твердо содержаяй сущих в вере.
Радуйся, омрачаяй всепагубную ересь; радуйся, чрез негоже попрано бысть безумие.
Радуйся, яко персть земная проповеда твоима рукама Святую Троицу; радуйся, яко из глины извел еси огнь и воду во утверждение догмата Святыя Троицы.
Радуйся, яко просветил еси люди славити Слово, воистинну единосущное пребезначальному Отцу; радуйся, яко Змиеву главу пагубныя Ариевы ереси поразил еси.
Радуйся, яко тобою пожерта бысть злоба; радуйся, невернаго мудреца совопросника к истинней вере обративый.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.
Кондак 4
Жизнь проводя в убожестве и нищете, нищим и бедным был еси питатель и помощник и, любве ради к нищим, змия в злато преложил еси и дал еси оное требующему твоея помощи. Дивящеся о чудеси сем, благодарственно вопием к Богу: Аллилуия.
Икос 4
Слышано бысть всем и всюду, яко святитель Спиридон воистинну есть жилище Святыя Троицы: вселися бо в нем Бог Отец, Бог Слово и Бог Дух Святый. Сего ради ты словесы и деяньми проповедал еси всем христианом воплощеннаго истиннаго Бога, вопиющим:
Радуйся, словес Божиих таинниче; радуйся, домостроительство Божие о спасении мира уяснивый.
Радуйся, яко научил еси не испытовати, еже есть превыше разума и мудрости человеческия; радуйся, непостижимую действующую в тебе силу Божию явивый.
Радуйся, яко устами твоими провеща Сам Бог; радуйся, яко вси послушаху тебе в сладость.
Радуйся, мглу идолослужения разгнавый; радуйся, яко многих к истинней вере привел еси.
Радуйся, яко главы невидимых змиев поразил еси; радуйся, яко тобою прославляется вера христианская.
Радуйся, яко светло озаряеши всех ублажающих тя; радуйся, поборниче христианския веры и Православия.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворе.
Кондак 5
Божественнаго Духа преисполнен был еси, святителю Спиридоне, ради добродетельнаго жития твоего; зане кроток, милостив, чист сердцем, терпелив, непамятозлобив, страннолюбец был еси; сего ради Творец и в чудесех преславна показа тя. Мы же, прославляя Бога, прославльшаго тя, вопием Ему: Аллилуия.
Икос 5
Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь; людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху:
Радуйся, великому пророку Илии уподобивыйся; радуйся, яко дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременне низвел еси.
Радуйся, паки молитвами своими небо заключивый; радуйся, яко немилосердаго купца лишением имения наказал еси.
Радуйся, яко требующим пищу обильно даровал еси; радуйся, яко любоблагоутробие Бога к людем подвизаеши.
Радуйся, вземляй немощи немощных; радуйся, богоблагодатный человеком помощниче.
Радуйся, болящим здравие подаваяй; радуйся, егоже трепещут демони.
Радуйся, безчисленных чудес источниче.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.
Кондак 6
Завеса ветхозаветной скинии закрываше во Святая Святых ковчег, манну и скрижали. И храм твой, святителю Спиридоне, имеет раку твою яко ковчег, святыя мощи твоя яко манну, сердце твое яко скрижали Божественныя благодати, на нихже зрим начертанную песнь: Аллилуия.
Икос 6
Народ Кипра некогда за умножение беззаконий наказа Господь безплодием земли. Егда же прииде к святому Спиридону знаемый земледелец, прося помощи, даде ему святый злато; минувшу же бедствию, земледелец оный возврати паки злато и, о чудесе! — злато змий бысть. Прославляюще Бога, дивнаго во святых Своих, вопием:
Радуйся, яко Моисею, чудесно преложившему жезл в змия, подражал еси; радуйся, человеколюбивый пастырю, избавляяй от бед словесныя овцы стада своего.
Радуйся, обильно всех всеми благами обогащаяй; радуйся, яко Илия, бедных питавый.
Радуйся, немилосердых к милосердию обращаяй; радуйся, достоподражаемый пример любве для человеков, в мире живущих.
Радуйся, верных и неверных в бедах утешение; радуйся, древо сеннолиственное, град и страну осеняющее.
Радуйся, славо и похвало керкирян; радуйся, над влагою и сушею, зноем и хладом благодатию Божиею владычествуяй.
Радуйся, уставы земли молитвою пременяяй; радуйся, будущая, яко настоящая, провидевый.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.
Кондак 7
Ходатай пред Господем за всех явился еси, святителю Спиридоне: сего ради и мы прибегаем под кров твой, ищуще спасения, вси бо помощника тебе имамы во всех нуждах, во время глада, смертоносныя язвы и во вся годины бед и искушений. Сего ради благодарственно вопием Богу: Аллилуия.
Икос 7
Новое чудо видим и боголепное: егда ты, отче, шествовал избавити неповинно осужденнаго на смерть, бурный поток прегради путь тебе; ты же именем всемогущаго Бога повелел ему стати и прешел еси со спутники чрез реку, яко по суху. Слава о сем чудеси распространися всюду, и вси прославиша Бога, вопиюще к тебе:
Радуйся, яко иногда Иисус Навин чрез Иордан реку по суху прешедый; радуйся, речная устремления гласом своим укротивый.
Радуйся, яко трудный путь предприял еси, движимый милосердием; радуйся, яко клевету разрушил еси и неповиннаго от уз темницы и напрасныя смерти избавил еси.
Радуйся, жизни по Бозе благий поспешниче; радуйся, неповинно угнетенных защитителю.
Радуйся, уставов естества воднаго пременителю; радуйся, яко судию вразумил еси и от убийства спасл еси.
Радуйся, истинное исправление душ; радуйся, дивная сило, потоки удержавающая.
Радуйся, услаждающий сердца человеков, к тебе притекающих; радуйся, человеколюбию Авраама подражателю.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.
Кондак 8
Странник и пришлец был еси на земли, якоже и прочий человецы. Обаче из чрева матере Всеведущий великаго угодника и чудотворца показа тя, святителю Спиридоне: бесы бо изгоняеши, всякую болезнь и язву исцеляеши, помышления людей зриши, темже и дивен во святых показался еси. Мы же, возсылающе молитву ко благодателю всех Богу, вопием ему: Аллилуия.
Икос 8
Весь мир ужасом многим содрогнуся, егда услыша, яко смерть, по гласу твоему, возвращает из гробов мертвецы своя, и возопи:
Pадуйся, умершую дщерь свою, да явит врученное ей сокровище, к жизни воззвавый; радуйся, скорбную вдовицу, на сохранение злато вдавшую, утешивый.
Радуйся, умершее отроча из мертвых воскресивый; радуйся, яко матерь его, внезапно от радости умершую, ожививый.
Радуйся, яко уподобился еси Илии, молитвами сыну сарептския жены жизнь возвратившему; радуйся, яко и Елисею, возбудившему от смерти отроча, подражал еси.
Радуйся, пастырю, приискренне любящий человеки; радуйся, жене блуднице, слезами нозе твои омывшей, грехи именем Бога отпустивый.
Радуйся, святую ревность верховнаго апостола стяжавый; радуйся, яко нераскаянная грешница, по глаголу твоему, в тяжких болезнех умре.
Радуйся, земли плодоносие молитвами твоими испросивый; радуйся, непреложное воскресения человеков уверение.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.
Кондак 9
Духа Божественнаго осияньми озарен был еси, святителю Спиридоне, имел бо еси духа премудрости, яко мудрыми словесы безумных обуил еси и посреде отцев веру утвердил еси; духа разума, яко умы омраченныя озарил еси; духа страха Божия, яко выну делании богоугодными душу очистил еси. Темже, представ Престолу Вышняго, с сонмом Ангелов воспеваеши Ему: Аллилуия.
Икос 9
Жезл пастыря словесных овец от Пастыреначальника Господа Иисуса приемый, святый Спиридон не премени жития своего: нестяжателен, кроток, любве ради вся терпяй, не постыдеся пещися и о стаде безсловесных овец. Вся сия возбуждают нас славити Бога и взывати тебе:
Радуйся, славу мира сего яко суетную презревый; радуйся, мзду многу на Небесех стяжавый.
Радуйся, красная мира сего в уметы вменивый; радуйся, сосуде небесных благ.
Радуйся, святейшая пажите киприотов; радуйся, яко тебе ради Бог хищников овец твоих невидимыми узами связа.
Радуйся, татем отеческое вразумление преподавый; радуйся, по милосердию твоему за проведенную без сна нощь овна им даровавый.
Радуйся, непослушанием козлища, яко бы разум имущаго, купца, утаившаго цену его, обличивый; радуйся, утаившаго сребреники твоя к покаянию приведый.
Радуйся, яко от страсти корыстолюбия увещанием своим исцелил еси его.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.
Кондак 10
Спасаяй души паствы, Богом тебе вверенныя, ты, святителю Спиридоне, произволением Божиим, зван был еси явити славу свою, паче же славу истиннаго Бога, и в иныя страны, да всюду славят имя Божие, вопиюще: Аллилуия.
Икос 10
Скорый помощник и заступник во всяких нуждах и скорбех, святый Спиридон по повелению цареву, якоже и прочии пастыри, прииде во град Антиохию, идеже бе одержимый болезнию царь Константий; святитель главы его коснуся и сотвори здрава. Сему чудеси дивящеся, вопием ти:
Радуйся, егоже в сонном видении Ангел, яко целителя, яви царю; радуйся, Божественныя ради любве трудный путь в старости восприявый.
Радуйся, цареву рабу, ударившему тя в ланиту, по заповеди Спасителя, другую подставивый; радуйся, столпе смирения.
Радуйся, молитвами своими слезно просящему царю здравие даровавый; радуйся, яко уничижением своим раба вразумил еси и немилостивый нрав его пременил еси.
Радуйся, яко благочестию и милосердию царя научил еси; радуйся, яко, ненавидяй земная сокровища, злато царя отвергл еси.
Радуйся, яко ученика своего Трифиллия от пристрастия к земным благам отвратил еси и сосудом благодати Божия соделал еси; радуйся, яко пришедшу тебе в Александрию идоли падоша.
Радуйся, емуже и беси повинуются; радуйся, яко от идолослужения многих отвратил еси.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.
Кондак 11
Пение ангельское бысть, егда во храме приносил еси, святителю Спиридоне, вечерния молитвы Твоя, и не беша сослужащии тебе. Жителие же града, дивное пение слышавше, внидоша в храм и, никогоже видевше, с горними силами воспеваху: Аллилуия.
Икос 11
Светозарное солнце мирови, собеседник Ангелов был еси на земли, святителю Спиридоне; предав же дух твой в руце Божии, преселился еси в горняя селения, моляся за мир пред Престолом Владыки. Мы же, живущии на земли, вопием ти:
Радуйся, яко тебе, еще живу сущу, сослужаху Ангели; радуйся, псалмопение Архангелов слышавый.
Радуйся, видимый образе нашего преображения; радуйся, яко, недоставшу елею в храме, Бог тебе ради с избытком лампады наполни тем.
Радуйся, лампадо Божественнаго сияния; радуйся, сосуде благодати Божией, обильно, подобне елею, наполняющей душу твою.
Радуйся, неизсякаемый источниче, присно источающий всем токи благодати; радуйся, о немже изумляются Ангели.
Радуйся, преслушание диакона в храме наказавый; радуйся, тщеславившагося своим гласом и гласа, и языка лишивый.
Радуйся, яко во время зноя внезапу роса, снизшедшая свыше, священную твою главу прохлади; радуйся, в знамении сем близость преставления своего провидевый.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.
Кондак 12
Покров и прибежище бывый всем к тебе притекающим верным еще в житии твоем, ты, святителю, не оставил еси нас сирых и по твоем успении; Бог, побеждающий естества чин, сохрани святые мощи твоя нетленными во укрепление православныя веры и благочестия, в знамение безсмертия, Егоже прославляюще, вопием: Аллилуия.
Икос 12
Воспеваем тя, святителю Божий, яко удивил еси мир чудесы, истекающими от святых мощей твоих. Вси бо с верою приходящии и лобызающии их получают вся благопотребная просимая. И мы, давшаго тебе крепость, венчавшаго тя венцем нетления и действующаго тобою Бога прославляюще, вопием ти:
Радуйся, во время глада корабельником явивыйся и пищу доставити повелевый; радуйся, слепым, с верою притекшим к святым мощем твоим, зрение даровавый.
Радуйся, от неисцельныя болезни отрока исцеливый; радуйся, беса из жены изгнавый и здраву ю сотворивый.
Радуйся, возбранный воеводо Керкиры; радуйся, яко полчища злочестивых агарян изгнал еси и корабли их в пучине потопил еси.
Радуйся, егоже видеша окруженнаго сонмом Ангелов, в деснице меч державша и в трепет врагов приведша; радуйся, создати себе храм, во еже совершати в нем литургию на пресном хлебе, воеводе возбранивый.
Радуйся, воеводу латинскаго лютою смертию поразивый; радуйся, молниею изображение его в доме в Венеции сожегший.
Радуйся, отступльства и лжемудрования Запада посрамивый; радуйся, единую православную веру быти истинную и спасительную для человеков утвердивый.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.
Кондак 13
О пречудный святителю Христов, отче Спиридоне! Нынешнее наше моление прием, избави нас от всех бед и напастей, укрепи на враги страну нашу, даруй нам оставление прегрешений и изми от вечныя смерти всех вопиющих о тебе к Богу: Аллилуия.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «От юности украшенный…» и 1-й кондак «Препрославленный от Господа…».